Приватизация знания
Оппоненты TRIPS заявляют, что этот документ приведет к приватизации знания, которым уже владеют народы развивающегося Юга. К тому же то, что TRIPS подразумевает патентование живых организмов (растений, животных...) с целью их коммерциализации и монополизации, порождает множество этических и экологических вопросов. До сих пор эти вопросы всерьез никем не рассматриваются, а TRIPS между тем становится одним из оплотов современной торговли и экономики в целом.
"Создается ощущение, что западные державы до сих пор движимы колонизаторским стремлением захватывать, завоевывать, присваивать и завладевать всем - любыми обществами, любой культурой. Современные колонии расширились и проникли внутрь генетических кодов живых форм, от микробов и растений до животных и людей" (Вандана Шива).
США упорно продвигают данное соглашение, несмотря на то, что оно является грубым вмешательством в дела других стран, заставляя их вносить изменения в свои законы об интеллектуальной собственности. Оно также грубо противоречит другим международным конвенциям, которые защищают окружающую среду и авторские права.
Пользуясь TRIPS, США задержали выплату 260 миллионов долларов прибыли по торговым сделкам Аргентине до тех пор, пока ее национальное законодательство об использовании интеллектуальной собственности не было изменено в соответствии с американскими требованиями; подали жалобу в ВТО на патентные законодательства Индии и Пакистана в сфере фармакологии и химических продуктов для сельского хозяйства; пригрозили приостановить 130 совместных научных проектов. Следующими в "черном списке" могут оказаться Дания, Эфиопия, Панама и Парагвай.
Миф о передаче технологий
TRIPS усиленно рекламируется ТНК как средство "передачи технологий", то есть он якобы дает возможность Югу получить посредством инвестиций с Севера жизненно важные для экономического развития технологии. В то время как на самом деле горстка ТНК уже контролирует большинство запатентованных технологий, передача которых, как правило, совершается сейчас путем слияния или покупки компаний, а не путем лицензирования. В этом контексте законодательство об интеллектуальной собственности стимулирует скорее не передачу технологий Севера развивающемуся Югу, а создание более мощных империй ТНК.
Мнение, что сильное законодательство об интеллектуальной собственности является необходимым условием для внедрения технологических инноваций в развивающихся странах, выглядит также довольно сомнительным. Множество инноваций, включая ряд последних достижений биотехнологии, внедряются при отсутствии такого законодательства. Опыт показывает, что стимулом для научно-исследовательской деятельности и экономического развития является скорее продуманная политика национальных правительств, например, выделяемые ученым средства, налоговые льготы и другие фискальные меры.
Точка зрения ТНК и правительств индустриально развитых стран, что сильные законы об интеллектуальной собственности создают благоприятный климат для прямых иностранных инвестиций, также может быть оспорена на основании статистических данных, показывающих отсутствие зависимости таких инвестиций от строгости патентного законодательства. Инвесторы в большей степени руководствуются краткосрочными экономическими показателями (такими как биржевой курс) чем долгосрочной политикой правительств.
Дорога к Сиэтлу: пересмотр TRIPS
С целью привести TRIPS в соответствие с долгосрочными документами об охране окружающей среды, такими, как Конвенция ООН по биоразнообразию, и сделать его в большей степени отвечающим целям развития, Индия внесла предложение о пересмотре соглашения на сессии ВТО в Сиэтле. Индия, в частности, пала жертвой биопиратства и нерегулируемых биологических изысканий. При поддержке других развивающихся стран, таких как Бразилия, Коста-Рика, Египет, Гондурас, Индонезия, Пакистан и Филиппины, Индия призвала к пересмотру статьи 27.3 (b) соглашения. Статья 27.3 (b) призвана установить правила, которые позволяют участникам соглашения вывести растения и животных, за исключением микроорганизмов и биологических процессов для производства растений и животных, из сферы патентования. Она также требует дополнительной защиты для мест происхождения биологических видов, что позволяет избежать патентования таких товаров, как рис "басмати!", определенные сорта чая, некоторые виды тканей, продукты кустарных промыслов - то есть главные статьи экспорта развивающихся стран. Предлагается в дальнейшем осуществлять передачу таких технологий только на разрешительной основе. Позиция Индии заключается в том, что TRIPS - это не документ, призванный гармонизировать законы или регулировать конкурентные взаимоотношения, а документ, устанавливающий минимальные стандарты законодательства об интеллектуальной собственности. Чтобы соглашение не вступало в противоречие с Конвенцией по биоразнообразию, Индия призвала внести поправку, требующую ясного указания на биологическое происхождение материала и страну его произрастания или обитания при подаче заявок на патенты в соответствии со статьей 29. Это приведет к тому, что такие заявки будут открыты для коммерческого контроля сразу после подачи, и позволит странам, имеющим к заявителю какие-либо претензии, заявить о них вовремя.
Африканские страны-члены ВТО призывают сделать TRIPS инструментом, обеспечивающим непрерывность традиционной практики ведения сельского хозяйства, включая право фермеров сохранять и менять семенной материал и продавать полученный урожай, и защищающим продовольственную безопасность государств (статья 31). Африканская группа присоединилась к другим развивающимся странам, считающим, что TRIPS должен соответствовать Конвенции по биоразнообразию и другим международным соглашениям. Конвенция по биоразнообразию призвана защищать разнообразие видов, содействовать их устойчивому использованию и гарантировать равную долю прибыли как распространителям, так и пользователям биотехнологий. К сожалению, Конвенция по биоразнообразию, дающая государствам неограниченное право распоряжаться биологическими ресурсами, немногим лучше, чем TRIPS, позволяющий получать патенты на эти ресурсы частным корпорациям.