Радиационная защита населения Украины:
между Сциллой чернобыльского популизма и Харибдой невостребованого профессионализма.
В радиационной защите населения Украины после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года исторически сложились двойные и тройные стандарты, когда, как говорится, в чужом глазу и соринка видна, а в своем и бревно незаметно. Другими словами, дело радиационной защиты населения оказалось между Сциллой чернобыльского популизма и Харибдой невостребованого профессионализма.
Именно такая ситуация возникла, когда, с одной стороны, национально-ориентированными учеными и специалистами назойливо навязывается мысль об особо вредном воздействии именно чернобыльской радиации, а с другой, - делается вид, что всемирно признанная проблема природного радиоактивного газа радона в Украине не существует вообще ( см.,например, В.Русов и др. "Малые дозы и вездесущий радон", Урядовий кур'єр, №70,15 апреля 2000 г. и В.Овдин "Программа принята. Забудьте", ЗН, №20, 20 мая 2000 года).
Ответственность за такую ситуацию несет, в первую очередь, Национальная комиссия радиационной защиты населения Украины при Верховной Раде Украины (см. ЗН №16/289, 22 апреля 2000 г, Ю.Соломатин "О концепции радиационной защиты и двойных стандартах"), которая де - факто стала исключительно чернобыльской комиссией радиационной защиты населения. Но обо всем еще раз подробно и по порядку.
1.Что было " до того"?
Как правило, наша общественность, и тем более "пересічний українець", до сих пор пребывают в полной уверенности, что "до того" (до Чернобыля) проблемы повышенной радиоактивности и радиационной защиты населения не было вообще. Между тем, это совершенно не так!
Была ли радиоактивность вообще и, тем более, повышенная, и до Чернобыля? Да, была. Более того, ученые утверждают, что природная радиоактивность, вместе с солнечной радиацией, явилась одним из факторов, определивших позитивный характер эволюции жизни на Земле.
До Чернобыля атом был в сознании ученых и простых людей мирным и добрым, если не попадал в злые и безответственные руки. Как это случилось, например, в августе 1945 года при бессмысленной атомной бомбардировке американцами японских городов Хиросимы и Нагасаки, во время которых погибло около 300 тысяч мирных жителей.
Ученые всего мира до Чернобыля активно изучали теперь уже почти всеми "стыдливо" позабытое явление радиационного гормезиса, т.е. позитивного влияния малых и умеренных доз радиации на биологические процессы. Ярчайший пример - до сих пор популярные радоновые ванны в чешских Карловых Варах или украинском Хмельнике.
В новом проекте " Концепции защиты населения Украины в связи с чернобыльской катастрофой", разработанной во исполнение поручения Верховной Рады и Кабинета Министров Украины в 2001 году Рабочей группой ученых и специалистов, именно по моему предложению впервые внятно и четко сделана констатация того, какая же была доза от " природного атома" до Чернобыля. Нашим ученым и специалистам хорошо известно, что за год среднестатистический гражданин Украины за счет природного и техногенно- усиленного радиационного фона получал раньше и получает сейчас 0,52 бэр , в том числе до 80% этой величины за счет природного радиоактивного газа радона, который в разной концентрации всегда присутствует в воздухе жилых и производственных помещений.
Всем известный гамма- фон окружающей среды, который почти каждый гражданин Украины умеет измерять с помощью бытовых или профессиональных дозиметров, в указанной величине годовой дозы составляет всего от 10 до 20 % ! Примерно столько же составляет доза за счет одной флюорографии при обследовании грудной клетки или легких.
Именно на фоне таких суммарных дозовых нагрузок следует рассматривать вклад аварийной компоненты, связанной как с Чернобылем, так и с другими радиационными авариями.
2.Что является " мерой всех вещей" в области радиационной защиты?
Такой мерой является доза облучения человека, как всеобщий и универсальный эквивалент риска утраты здоровья. Именно доза, если она правильно рассчитывается или измеряется, является "мерой всех вещей", именно в ней и через нее учитывается различие как в происхождении радиоактивности ( искусственная или естественная, природная ), так и видах ( альфа-, бета-, гамма- или нейтронного ) излучения. Единицей измерения дозы является всем известный БЭР ( биологический эквивалент рентгена ) или Зиверт. Соотношение указанных единиц таково : 1 Зв = 100 БЭР, или 1 мЗв = 0,1 БЭР. Именно через величину дозы можно научно обоснованно сравнить то, что было "до того" и что добавил Чернобыль.
3.Что добавил Чернобыль?, или о Сцилле чернобыльского популизма
Напомним, что согласно Законов Украины, связанных с Чернобыльской катастроф, принятых в великой спешке в феврале 1991 года Верховным Советом УССР и позднее несколько раз уточнявшимися, сегодня принят следующий порядок зонирования территорий и населенных пунктов по величине ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ, по отношению к природному и техногенно-усиленному фону, величине ДОЗЫ ОБЛУЧЕНИЯ , связанной с радиоактивным загрязнением местности вследствие аварии на Чернобыльской АЭС:
-4-я зона усиленного радиоэкологического контроля - от 0,05 до 0,10 бэр / год, что составляет от 10 до 20 % от суммарной дозы, которая была " до того ";
-3-я зона добровольного гарантированного отселения - от 0,10 до 0,50 бэр/ год, что составляет от 20 до 100% от величины, которая была " до того";
-2-я зона обязательного отселения _ свыше 0,50 бэр/ год, т.е. свыше 100 % от величины, которая была " до того";
-зона отчуждения - дозовые критерии не установлены, а границы зоны были определены Постановлениями Кабинета Министров УССР, т.е. по сути являются волюнтаристскими.
Следует заметить, что выделение и существование 4-й зоны противоречит ТРЕМ основополагающим документам:
1) принятой в качестве руководства к действию всем мировым сообществом Публикацией № 60 МКРЗ от 1990 года, устанавливающей, что условием проживания и трудовой деятельности населения без ограничений по радиационному фактору является получение дополнительной за счет загрязнения территории радиоактивными изотопами дозы, не превышающей уровня облучения 1,0 мЗв ( 0,1 бэр ) в год, и
2)"Концепции проживания населения на территориях Украинской ССР с повышенными уровнями радиоактивного загрязнения в результате Чернобыльской катастрофы", принятой Верховным Советом УССР в феврале 1991 года ( так называемая 7-бэрная концепция ),
3) статье 1 " Определение территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы" Закона УССР "О правовом режиме территории ,подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы" и статье 3 " Условия проживания и трудовой деятельности населения без ограничений по радиационному фактору" Закона УССР "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы", подтверждающих изложенные выше положения Публикации № 60 МКРЗ и 7-бэрной концепции.
Фактом является то, что появление в украинском законодательстве и существование до сих пор 4-й зоны является сугубо украинским популистским феноменом, не имеющем прецедента нигде в Европе и в мире! Это тот самый случай, про который принято говорить: " Нельзя, но если очень хочется, то можно!". Неофитами от радиологии, протолкнувшими 4-ю зону, предполагалось, что ее существование будет неопределенно долго обеспечиваться нефтедолларовым бюджетом "ганебного" союзного Центра. Так и говорилось: " Візьмемо гроші в Москві!". Но в феврале 1991 года никто не думал и не предполагал, что к декабрю 1991 года эти проблемы унаследует уже независимая Украина и окончательное их решение растянется на десятки лет и перейдет в качестве постоянной головной боли в третье тысячелетие!
4. О Харибде непрофессионализма, или почему радон до сих пор не признан опасностью № 1
Итак, за год среднестатистический гражданин Украины получал и получает (помимо Чернобыля ), - 0,52 бэр , в том числе до 80% от этой величины за счет природного радиоактивного газа радона, который всегда присутствует в воздухе жилых и производственных помещений.
Но это все "в среднем". А каковы пределы изменений годовой дозы за счет природного и техногенно -усиленного радиоактивного фона? Сосредоточим наше внимание на главной компоненте, на основном " вкладчике " в дозу - природном радиоактивном газе радоне , являющемся альфа- излучателем и поэтому особенно опасным.
Радон является продуктом радиоактивного распада элементов ряда урана-радия, всегда присутствующих в горных породах, прежде всего гранитах, на которые так богата Украина, и почвах. Здесь действует простое правило: " Где граниты, там существует повышенная радоновая опасность."
Если принять во внимание, что центральную часть Украины слагает одноименный кристаллический массив, с которым связана Центрально-Украинская радиогеохимическая провинция, вмещающая Кировоградский урановорудный район, то контуры радоноопасных зон в первом приближении могут быть определены именно по геологическим данным - специалистами в области прогнозирования, поисков и разведки урановых месторождений и радиоэкологами.
Согласно практически неизвестной не только широким кругам украинской общественности, но и многим специалистам Публикации № 65 МКРЗ (Международной комиссии радиационной защиты ) 1993 года, - "радоноопасная зона" может быть определена как зона, в которой около 1% жилищ имеют концентрацию радона в 10 раз превыщающее среднее национальное значение".
По всему миру средняя концентрация радона принята на уровне 15 Бк / м3 . В Украине эта величина в 2-3 раза выше. Национально-сознательные патриоты от радиологии говорят, что этническому украинцу радон нипочем, его организм якобы за тысячелетия существования на этих территориях приспособился к повышенным дозам радиации за счет радона. Такие утверждения уже на Нобелевскую премию в области радиационной защиты тянут, но пока никто из "героев Украины" в области радиационной защиты такую заявку подать почему-то не догадался. А зря! Наша отечественная дурь в этой области тогда стала бы очевидной всему миру окончательно и бесповоротно.
Первые варианты схематических прогнозных карт потенциально - радоноопасных зон масштаба 1 : 500000 Украины имеются уже много лет. Но они в Украине не востребованы, то - есть никому не нужны. Почему? Это уже другой вопрос.
5.О современных радиационно-гигиенических регламентах по радону.
Согласно НРБУ- 97 ( норм радиационной безопасности Украины, утвержденных МОЗ Украины в конце 1997 года), радиационно-гигиенические регламенты по радону отнесены к 4-й группе, которая определяет уровни вмешательства и уровни действий, направленные на уменьшение доз хронического облучения человека от техногенно -усиленных источников природного происхождения.
Уровни действий для радона выражаются в величинах среднегодовой ЭРОА ( эквивалентной равновесной объемной активности ) изотопов радона в воздухе помещений , измеряемой в Бк / м3 ( беккерель на метр кубический воздуха).
Согласно Публикации № 50 МКРЗ от 1987 года "Риск заболевания раком легких от воздействия дочерних продуктов распада радона в помещениях", уровни действия могут быть пересчитаны в среднегодовые ЭЭД (эффективные эквивалентные дозы ). В результате, по данным НЦРМ АМН Украины (лаборатория радиоэкологии, доктор биологических наук Лось И.П. ), имеем такие соотношения:
1) обязательный уровень действий - для помещений детских учреждений, санаторно-курортных и лечебно-оздоровительных учреждений, а также здания и сооружения, которые реконструируются для эксплуатации с постоянным пребыванием людей - свыше 50 Бк/ м3 ,что составит свыше 3,37 мЗв / год ( 0,34 бэр/ год ).
2) согласованный уровень действий - для ранее построенных зданий, которые эксплуатируются с постоянным пребыванием людей - свыше 100 Бк3 / м3 . что составит свыше 6,42 мЗв / год ( 0,64 бэр / год ).
3) уровень действий в воздухе производственных помещений - свыше 300 Бк / м3 , что составит до 18,4 мЗв / год ( 1, 84 бэр/ год).
4) уровень действияй безусловно-оправданного вмешательства ( вплоть до отселения ) -для жилых и производственных помещений всех типов и назначения - свыше 400 Бк3 / м3 , что составит до 24.7 мЗв / год ( 2,47 бэр / год ).
В 1992-99 гг. в МЧС Украиныбыла реализована научно-практическая программа "Радон" . Эта программа осуществлялась на пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы территориях. Полученные данные свидетельствуют, что дозовые нагрузки за счет радона в жилых помещениях сельской местности разных регионов Украины, в зависимости от специфических условий геологического строения территорий, составляют для населения от в 0,15 бэр/ год до 1,0 - 1,5 бэр / год. А в отдельных зданиях достигают при этом до 3-5 бэр/ год, то- есть до 210-350 бэр за 70 лет жизни.
Приведенные данные свидетельствуют о чрезвычайной важности радоновой проблемы для Украины и необходимости возведения этой проблемы в ранг государственной, о чем неоднократно официально заявлялось учеными и специалистами. Однако воз и ныне там… Почему?
А что делается в отношении предотвращения радоновой опасности "у них" , т.е. в странах, которые мы подобострастно называем цивилизованными? Так вот, "у них"( США, Канада, Швеция, ФРГ, Финляндия, Франция и др.) уже несколько десятков лет назад разработаны и реализованы специальные исследовательские программы по радону и мероприятия по защите от его вредного влияния , а на каждый жилой дом имеется сертификат радиационного ( прежде всего - по радону ) качества, без которого немыслимы какие- либо операции с недвижимостью.
Так что " у них" с радоновой проблемой давно все в порядке. Отметим, что еще с дочернобыльских времен! Что и позволило "им" спокойно и обоснованно перейти от 35 к 7 - бэрной концепции радиационной защиты населения.
6. Что там на самом деле с дополнительными дозами на пострадавших вследствие Чернобыля территориях?
Именно для того, чтоб непредвзято отыскать единственную на всех чернобыльскую правду, было бы целесообразно, на мой взгляд, возвратиться к тем условиям и обстоятельствам, в которых подготавливался и принимался в феврале 1991 года пакет законов, связанных с чернобыльской трагедией. Это была эпоха разнузданного шельмования доморощенными "патриотами" от Чернобыля той власти, которая в те времена была.
Вот как лихо делал "наезд" на власть тогдашний народный депутат Украины, писатель В. Яворивский в своем выступлении 5 февраля 1991 года на сессии Верховного Совета УССР ( цитируем ):
"Под этими законами, которые мы с вами будем принимать, под всеми документами стоят подписи чернобыльской комиссии, правительства и Академии наук. Все вопросы согласованы, хотя за всем этим стоит трудная, сложная, выматывающая драматургия.
Прежде всего, вы помните наше первое постановление, летнее постановление в отношении Чернобыля, когда мы поручили правительству уже к осенней сессии внести пакет законопроектов. Это не было сделано, поэтому мы с вами втянулись в политические пристрасти. Правительство этих документов не подало, и собственно чернобыльская комиссия вместе с союзом "Чернобыль", многими заинтересованными организациями и депутатами провела ту работу, которую должно было осуществить правительство. Поэтому я хочу, поднявшись на эту наивысшую в нашей державе трибуну, просто назвать пятерых человек, экспертов нашей комиссии - Евгения Тихонова, Андрея Булгакова, Василия Лисового, Михаила Борисюка, Николая Карпана, которые сделали то, что должны были сделать правительство вместе с Академией наук" (конец цитаты).
Из цитированного следует, что никакого научного, со стороны Академии наук, обоснования пакета чернобыльских законов не было, а подписи правительства и Академии наук были "выкручены" от них перечисленными выше активистами чернобыльской комиссии. Вот такая чернобыльская правда!
Еще одно цитирование В.Яворивского из названного выше выступления: "А теперь взглянем на Чернобыль с высоты 1991 года. Мы прошли путь от лжи и фальши до правды". Далее пан Владимир делает наезд на преступную "имперскую" 35-бэрную концепцию радиационной защиты населения, "позорные" (.. с его точки зрения ) критерии МАГАТЭ и провозглашает:
"Те люди, которые пребывают в наших зонах, могут набрать максимум 111 бэр и минимум 53 бэра за жизнь. А теперь сравните это с 35-бэрною концепцией Ильина, против которой мы с вами воевали!"
Еще раз напомним уважаемому читателю, что именно на этой сессии была принята как более гуманная, по определению ее авторов, 7-бэрная концепция радиационной защиты населения, которая предусматривает, что " величина дозы дополнительного облучения, связанного с Чернобыльской катастрофой, не должна превышать 1,0 мЗв ( 0,1 бэр ) за год и 70 мЗв ( 7 бэр ) за 70 лет жизни сверх дозы, которую население получало в доаварийный период в конкретных природных условиях ".
Именно на этой Концепции и ее требованиях должен был быть разработан пакет чернобыльских законов. Однако этогонашим "новаторам" от Чернобыля показалось мало..!
С волюнтаристски протолкнутой 4-й зоной усиленного радиоэкологического контроля ( дозовые границы от 0,05 до 1,0 мЗв за год ) законодателями от широты души номинально принята уже 3,5 бэрная концепция ( 0,05 бэр х 70 лет) концепция, а де-факто, с учетом определения нижней границы зоны в первые годы существования чернобыльского законодательства по так называемому 90% показателю плотности загрязнения почв радиоцезием, - 1,0 -бэрная концепция!
А для радиационной защиты населения от переоблучения за счет природных источников ( прежде всего радиоактивного газа радона) по простоте душевной или тривиальному незнанию украинские законодатели оставили действующей 35-бэрную концепцию!
Вот так в 1991 году украинские законодатели изо всех своих демократических сил популистски рьяно ополчились против "имперской" радиации, не заметив из-за отсуствия профессинализма в своем глазу целого бревна родной украинской радиации! Воистину, заставь "новатора" богу молиться, - он и лоб разобьет..!
Стремительно промчались годы, ежегодно осуществлялась дозиметрическая паспортизация населенных пунктов, отнесенных к разным зонам радиоактивного загрязнения. Многое было сделано для уточнения существующей радоновой проблемы. Это дает возможность взглянуть на проблемы Чернобыля уже с высоты 2002 года и сравнить с тем, как это виделось в 1991 году.
Для этого следует ознакомиться с уникальным научно-практическим документом, в котором аккумулированы наши знания по полученным дозам за 1986-97 гг. Документом, который стрранным образом не стал руководством к действию и де-факто утаивается от общественности. Назовем его полностью - это сборник №7 " Ретроспективно-прогнозные дозы облучения населения и общедозиметрическая паспортизация 1997 года населенных пунктов Украины, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы" ( обобщенные данные за 1986-97 гг. ).
Этот документ подготовлен отделом дозиметрии НЦРМ АМН Украины (руководитель отдела дозиметрии - выдающийся ученый в этой области, профессор, доктор физико-математических наук, член Международной комиссии радиационной защиты И.А. Лихтарев ), одобрен председателем НКРЗ Украины академиком Д.М. Гродзинским и утвержден 1 сентября 1998 года министром Минздрава Украины А.М. Сердюком. Есть все подписи официальных лиц и печати государственых институций. А это означает, что документ набрал официальную силу и уже 4 года обязателен для конкретного практического применения всеми органами государственного управления!
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...Так о чем собственно идет речь в этом документе? В соответствие с многократными и многочисленными обращениями народных депутатов Украины от пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы территорий и соответствующего постановления Верховной Рады Украины, отечественная наука и исполнительная власть выдали, наконец-то, официальные сведения по состоянию на 1998 год по накопленным ( ретроспективным ) и прогнозным за 70 послеаварийных лет дозам для 2161 населенных пунктов, отнесенных к разным зонам радиоактивного загрязнения.
Здесь будет уместным еще раз напомнить читателям, что еще в феврале 1991 года Верховным Советом УССР была принята широко известная "більш гуманна" 7-бэрная ( де-факто 1-бэрная ) концепция радиационной защиты населения. Суть этой Концепции сводится к тому, что население, проживающее на радиоактивно загрязненных территориях не должно получить дополнительную, сверх доаварийного уровня дозу облучения более 7 бэр за 70 лет жизни, т.е. среднестатистически не более 0,1 бэр ( де - факто - 0,02 бэр) , или 1 мЗв ( де - факто - 0,2 мзв) в год.
Понятно, что в первые годы после аварии дополнительные дозы были больше, потом они пошли на спад. Более того, ученые утверждают, что в первые два послеаварийных года население уже получило до 80% дозы за 70 лет жизни. Теперь эти закономерности хорошо изучены и использованы при расчетах как ретроспективных, так и прогнозных за 70 лет жизни дополнительных за счет Чернобыля доз. При этом открываются интересные, уникальные данные, которые имеют большое общественно-политическое звучание и заслуживают внимания широких слоев нашего общества.
Внимание! Превышение дозового предела 7 бэр за 70 лет жизни прогнозируется только для 30 ( тридцати ) населенных пунктов из 2161, отнесенных к разным зонам радиоактивного загрязнения, что составляет менее 2% от их количества.
Таким образом, даже по "більш гуманої" 7-бэрной концепции остаются всего-навсего зона отчуждения (...в которой по дозовому критерию должно сегодня было бы остаться только 30% территории) и только тридцать населенных пунктов за ее пределами, где нужно заниматься реальной, а не виртуальной радиационной защитой населения.
Эти 30 населенных пунктов расположены в двух наиболее загрязненных областях: Житомирской ( 15 населенных пунктов в 5 районах) и Ровенской ( также 15 населенных пунктов - в 4 районах). Прогнозные за 70 лет жизни дозы для этих населенных пунктов составляют в среднем до 10 бэр, не превышая 26 бэр.
Если сравнить эти научно обоснованные данные по дозам с данными экспертов В. Яворивского ( максимум 111 бэр и минимум 53 бэра), то по большому счету возникает вопрос к парламентским " героям" Чернобыля : " О чем шумели Вы, народные витии ?". Спекулятивные цифры дополнительных доз, самоуверенно провозглашенные с наивысшей в нашей державе трибуны демократическим парламентарием, оказались завышенными от 5 ( пяти ) до нескольких десятков раз!
Впрочем, ничего удивительного в этом, в общем-то, и нет: самозванной политической элите, на каждом шагу порочащей это высокое звание, с первых шагов ее становления стало уже в привычку вешать своему народу лапшу на уши , т.е. преувеличивать в десятки и сотни раз трагические потери во время роковых событий нашей прошлой истории. Но бумеранг истории всегда возвращается к тем, кто его бездумно запустил.
7. Правда, которая одна на всех.
Таким образом, на радиоактивно загрязненных территориях Чернобыль "добавил" расчетную прогнозную дозу всего лишь от 10-20 % до 100% от величины дозы, которую граждане Украины получали " до того. А на самом деле реальные дозы от Чернобыля оказались еще во много раз меньше прогнозных, по которым производилось зонирование радиоактивно загрязненных территорий. Возникла ситуация, про которую можно сказать словами известного баснописца: " Слона - то (радон) он и не приметил!"
А вот как оценивает подобные ситуации международная научная общественность в Публикации № 65 МКРЗ от 1993 года " Защита от радона в жилых помещениях и на рабочих местах" (цитируем) :
"Рассмотрение техногенных дозовых нагрузок в отрыве от естественного радиоактивного фона на данной местности является НЕКОРРЕКТНЫМ И НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ".
Вторит этому в последнее время и международная общественность. В качестве примера упомяну точку зрения председателя Международной комиссии радиационной защиты Роджера Кларка ( Roger Clarke. Control of low -level radiation exposure: time for a change? J.Radiol.Prot.Vol.19 №2 107-115 Printed in UK. 1999). Однако нашим прогрессорам от радиологии законы не писаны!
Таким образом, сегодня уже есть достаточно много оснований полагать, что у нас в Украине есть не только ЛЖЕликвидаторами и ЛЖЕинвалиды, примазавшиеся к Чернобылю, но ЛЖЕпострадавшие населенные пункты, районы и области, ибо по современным уточненным и многократно перепроверенным данным тех доз, по которым они, эти населенные пункты и территории, в 1991 году были отнесены к категории пострадавших, там или не было, или, если и были раньше, то теперь уже нет. Как говорится, была доза, да вся вышла ( см. "Голос Украины" № 82, 12 мая 2000г., Ю.Соломатин "Не так страшен чернобыльский черт как его малюют").
Но зоны остались до сих пор. И многим это очень выгодно - со всех точек зрения. Негласный лозунг дня такой: "Пусть будут вечными чернобыльские зоны!". Этот лозунг в практической плоскости был реализован несколько лет назад, когда Верховная Рада Украины перебрала от Кабинета Министров на себя полномочия по пересмотру зон. А теперь, как говорится в одной детской игре, угадай из двух раз, - найдется ли какой-нибудь сумасшеший депутат ил фракция, которые бы предложили пересмотреть зонирование территорий, отнесенных в свое время к разным зонам радиоактивного загрязнения? Конечно нет! Поэтому "чернобыльская музыка" будет вечною, а ненька - Украина обречена ее слушать до 3000 года! И вкладывать средства их тощего бюджета на реализацию виртуальных чернобыльских программ, как в свое время СССР вкладывал средства в программы по созданию ракетно-ядерного щита. "Навкладывались" так, что до сих пор просто утилизировать ракеты и ядерные боезаряды не можем. Просим помощи у Дядьки Сэма. Что -то похожее и с Чернобылем происходит. Без помощи Дядьки Сэма и до 3000 года не разберемся?
8.Так что же в действительности происходит с дозами?
С радиацией и дозами в Украине происходят поистине удивительные вещи, обусловленные политическими влияниями и оценками. Как становится ясным из изложенного, вся радиация в Украине после Чернобыля (1986-91 гг.) отечественными " фахівцями" оказалась разделеной на две заполитизированніх категории:
-"рідна, українська", к которой организм этнического украинца якобы приспособился и поэтому на которую можно не обращать никакого внимания , и
-"імперська", связанная с Чернобылем, даже малые дозы которой являются "більш шкідливими" ( более опасными ) в сравнении с природной.
Для каждого уважающего себя ученого и специалиста ясно, что такая точка зрения является не профессиональной, то-есть является ДОГМОЙ. Но у нас в Отечестве эта ДОГМА , блуждая по страницам ошалевших от свободы слова украинских газет и журналов, вводит в сомнение многих простодушных граждан, приученных не верить власть предержащим, но по инерции еще верящим нашей очень свободной прессе.
Именно этим обусловлено существование в Украине в области радиационной защиты ДВОЙНОГО СТАНДАРТА:
поразительного невнимания, слепоты, глухоты и немоты по отношению к повышенным дозовым нагрузкам за счет радона (... тем более, что за это "гробовые" не платят и что на этом сделать себе имидж "захисника генохвонду українського народу" проблематично), и
преувеличенного, прямо - таки экстатического и мазохистского внимания к дополнительным дозовым нагрузкам за счет Чернобыля (...тем более, что за это еще до сих пор платят "гробовые" и что на этом уже сделало успешно политическую карьеру не одно поколение депутатов всех уровней).
Из-за отсутствия должного внимания к проблеме радиационной защиты населения в целом, и, в первую очередь, должного внимания к тому, что же было " до того", в половине случаев чернобыльские переселенцы, за судьбу которых так картинно беспокоятся " уболювальники за генохвонд українського народу", - на новых местах проживания за счет вклада радона получают суммарную дозу облучения гораздо больше, чем было сэкономлено от Чернобыля при отселении людей из их родных сел! Чиновники и политиканы от Чернобыля бросили их из огня да в полымя!
По сути, произошла насильственная депортация своего собственного народа в угоду политиканствующих " патріотів " от Чернобыля. В качестве одного из многих примеров, хорошо известных специалистам, может быть названо село Обиходы Житомирской области, переселенное в Винницкую область.
9.Что делать?
Все очень просто и сложно в то же время. В области радиационной защиты должны принимать решения и нести за них ответственность не "общественность" ( случайно попавшие в чернобыльскую политику писатели, строители, бывшие инструкторы райкомов, ватажки многочисленных разноцветных политических движений и партий), а профессионалы высокого класса - патриоты с чувством высокой политической ответственности. Учитывать надо все : и то, что было " до того ", и то, что добавилось за счет Чернобыля. Должна быть единая концепция радиационной защиты населения от всех видов и источников радиоактивного облучения, а не лишь " в связи с Чернобыльской катастрофой", как это сейчас происходит в Украине. Но опыт мирового сообщества свидетельствует не только о необходимости и актуальности, но и единственности именно такого единого подхода.
Именно поэтому считал и считаю, что разработка Всеобщей ( единой) концепции радиационной защиты населения Украины и лишь как ее составной части Концепции защиты населения в связи с Чернобыльской катастрофой, становится на повестку дня как срочная государственная проблема для Кабинета Министров Украины и созданной два года назад при Верховной РадеУкраины Национальной комиссии радиационной защиты населения. Хватит ли мужества нашим отечествееным державным мужам, ученым и специалистам в области радиационной защиты населения, наконец-то и всей общественности Украины признать это?
Юрий Соломатин,
народный депутат Украны,
секретарь Комитета Верховной Рады Украины
по вопросам экологической политики,
природопользования и ликвидации
последствий Чернобыльской катастрофы
|