Архив материалов сайта 'ОСТАНОВИМ GREENPEACE' Байкальский регион Воздух и Климат Оппоненты и Враги Акции проводимые экологами (критический анализ) Экология, отвлеченные мысли Обсуждения и наши комментарии Мирный атом (ОЯТ, Энергетика ...) Ссылки на интересные и небезразличные авторам ресурсы Юмор (анекдоты, афоризмы и пр.) на сайте 'ОСТАНОВИМ GREENPEACE' 'Гостевая книга' и 'Форум'

Внутренний отчет WWF.

Введение.

      WWF (World-Wide Fund for Nature) - крупнейшая в мире общественная экологическая организация. Её совокупный годовой бюджет в разные годы равен 1,5-2,5 миллиарда долларов, а сфера деятельности охватывает практически весь мир - от Японии до Замбии и от Шотландии до Фиджи. Представительства WWF имеют разные ранги: от высшего - национальных офисов (таких 27) до проектных (их более 100). Кроме того, существуют программные офисы, а также, в качестве особых единиц, политический офис в Брюсселе и центральный офис WWF International в Женеве. С работой WWF International можно ознакомиться на сайте www.panda.org.
     На территории СНГ существует Российский программный офис (основан в 1994 году, бюджет в разные годы от 2 до 3 миллионов долларов), в подчинении которого находится несколько десятков проектных офисов и представительств. С их работой можно ознакомиться по адресу www.wwf.ru.
     Кроме того, Дунай-Карпатская программа WWF (DCP, программный офис в Вене) в рамках проекта "Partners for Wetlands" в апреле 1998 года основала офисы в четырёх странах: Бразилии, Малайзии, Замбии и Украине (в настоящее время в программе работают 3 последних). В Украине проектный офис открыт в Одессе для работы, в основном, в украинской части дельты Дуная. Этот офис в подчинении Московского не находится.
     Одесский проектный офис WWF в настоящее время работает на территории украинской дельты Дуная, украинских Карпат и Молдовы. Официальный бюджет офиса - около миллиона долларов, кроме того, он получал дополнительные средства за счёт сотрудничества с украинским отделением программы TACIS (Technical Assistance for Community of Independent States) и фирмой Field Fare.
     В начале проекта существование офиса планировалось поддерживать в течение 3-х лет, однако в апреле 2001 года его работа была признана настолько успешной, что финансирование продлено ещё на 2 года.
     Одним из критериев успешности был отчёт о ревизии, произведённой представителем Московского офиса WWF. Некоторые, наиболее, на наш взгляд, интересные места из этого отчёта мы перевели на русский язык, а файл с полным английским текстом Вы сможете найти здесь.


ВНУТРЕННИЙ ОТЧЁТ
ТОЛЬКО ДЛЯ СОТРУДНИКОВ WWF

Результаты
ревизии деятельности Украинского проектного офиса WWF
(Одесса, Украина) и предложения
по изменению деятельности






Адресаты:
Филипп Веллер, директор Дунай-Карпатского программного офиса WWF;
Гартмунд Юнгус, директор Восточно-Европейской и Центрально-Азиатской программы





Автор:
Григорий Мазманянц, исполнительный директор, Российский программный офис WWF





Москва - Одесса, март 2001






Резюме


     В ходе анализа деятельности Одесского проектного офиса WWF была обнаружена критическая ситуация в области административного и финансового управления. В особенности тревожен такой факт, как штрафные санкции со стороны государственных структур, которые могут быть применены в любой момент в связи с неуплатой налогов проектным офисом.
     Общие выводы, следующие из материалов ревизии, сводятся к следующему:
     1. Абсолютно необходимы значительные изменения в финансовом и административном менеджменте.
     2. Некоторые действия в части "внешних угроз" (штрафные санкции, противоречия с украинским законодательством и т.д.) должны быть проведены как можно раньше.
     3. Должна быть согласована новая средневременная стратегия развития Одесского проектного Офиса.

Общая информация.


     Проектный офис был основан DCPO (Офис Дунай-Карпатской программы WWF) для внедрения проекта "Partners for wetlands" в украинской части дельты Дуная в апреле 1998 года. В настоящее время проектный офис выполняет 3 проекта: "Partners for wetlands", "Carpathian Ecoregion Initiative" и небольшой проект на территории Молдовы - по нему в ходе ревизии не удалось обнаружить никаких документов (!), по этой причине выполнение данного проекта не оценивалось.
     В сентябре 1999 (через полтора года после начала работы!) проектный офис был зарегистрирован как Украинский Благотворительный фонд под названием "Проектный офис WWF" (дата регистрации - 9-е сентября 1999, дата, когда был получен статус неприбыльной организации - 7-е июля 2000 года) (офис WWF в Украине 10 месяцев работал в качестве коммерческой организации, что полностью противоречит уставу WWF International). Несмотря на то, что WWF International является основателем Украинского офиса, по уставу офиса он не имеет права им управлять.

Описание проблем организации


     1. Финансовая отчётность в Украине, нарушение которой может повлечь за собой штрафы
     2. Законодательное обеспечение деятельности, где нарушения законодательных норм может повлечь закрытие организации
     3. Финансовая отчётность перед донорами, являющаяся неадекватной
     4. Проведение проектов
     5. Имидж WWF и политика в Украине.
     6. Человеческие ресурсы, организационный климат
     7. Будущее организационное развитие.

Детализация проблем организации


     1. С сентября 1999 по июль 2000 года организационные документы не были зарегистрированы надлежащим образом. Как следствие, фонд WWF за данный период подпадает под взимание налогов в качестве прибыльной коммерческой организации. Проектный офис не платил такие налоги, что по украинским законам может повлечь санкции вплоть до уголовного преследования главы организации.
     2. Имущественная инвентаризация не проводилась. В настоящее время незаконным является использование компьютеров, мебели и другого офисного оборудования, так как не имеется никаких документов, определяющих хозяина этой собственности. Вся эта собственность даже не поставлена на баланс. Всё это может повлечь санкции в соответствии с украинским законодательством.
     3. Существующие трудовые контракты не содержат информации о сроках выплаты заработной платы, ответственности сторон, отпусках и т.п. В контрактах отсутствует даже общее техническое задание. Фонд не проводит ежегодной оценки работы сотрудников. Форма контракта не соответствует украинскому законодательству и не может быть использована в законном порядке.
     4. Ситуация с отпусками неясная. Большинство сотрудников говорит, что выход в отпуск разрешается директором офиса только в августе. Так как при одновременном выходе в отпуск всех сотрудников невозможно непрерывное управление проектами, многие сотрудники не имели отпуска в течение нескольких лет. Это положение противоречит украинскому трудовому законодательству.
     5. Одесский офис присвоил себе право на логотип WWF (панда) и зарегистрировал её как свою собственную торговую марку в Украине.
     6. Весьма серьёзная ситуация в части коммуникации между офисом Дунай-Карпатской программы (DCPO) (Одесский офис - её дочерняя организация) и одесским офисом. Сотрудники проектного офиса не знают, какие отчёты и в какие сроки они должны подавать в DCPO. Контрактов с DCPO не существует. Это привело к тому, что никто в проектном офисе не знает, когда должны быть переведены деньги на следующий проект.
     7. Руководители модулей (за исключением руководителя модуля А) не имеют планов работы по проекту и не знают, сколько им необходимо денег для реализации проекта.
     8. Ввиду отсутствия контрактов, фонды пересылаются в Одесский офис из DCPO не как "благотворительный взнос для определённого использования". В результате в соответствии с украинским законодательством эти средства должны быть поделены следующим образом: 20% на организационные расходы (имеется в виду расходы по офису) и 80% на уставную деятельность. Так как зарплаты сотрудников по украинскому законодательству включаются в "организационные расходы", это приводит к искусственному завышению расходов по проекту с целью достижения соотношения расходов 20/80 (то есть снова-таки косвенно признаётся нарушение украинского законодательства).
     9. Сотрудники не получают зарплату по 3-4 месяца из-за нерегулярного поступления денег из DCPO.
     10. Серьёзные проблемы были обнаружены в бухгалтерской отчётности. Бухгалтер офиса не имеет соответствующей квалификации. По его словам, он был назначен на эту должность "из-за его любви к цифрам и опыта экологической работы" (и это притом, что бюджет офиса исчисляется в миллионах долларов!).
     11. В авансовых отчётах суммы, приведенные исполнителями, не соответствуют суммам, приведённым в исходной документации. Например, отчёт Дунайского заповедника на 1000 евро не соответствует имеющимся документам.
     12. Анализ бухгалтерской документации показал отрицательное сальдо в расходе наличности (сумма расходов превышает сумму поступлений). Ситуация не может быть объяснена с точки зрения финансовой отчётности или с точки зрения здравого смысла. Директор и бухгалтер утверждали, что так случилось из-за существенного отставания в получении трансфертов из DCPO, из-за чего директор делал займы у иностранных граждан - однако такие займы никак не зарегистрированы и не оформлены.
     13. Отсутствует бюджетный контроль за выполнением проекта - все траты зависят только от решения директора офиса, базирующихся на субъективной оценке важности данного проекта. Менеджеры проектов не имеют никаких сведений о объёмах финансирования "их" проектных заданий.
     14. Структура офиса, показанная директором, отличается от описанной большинством сотрудников. Директор является ключевой фигурой в процессе принятия любых решений, в результате чего он не способен руководит работой в целом, тратя всё время на решение мелких вопросов.
     15. Сотрудники офиса не знают своих обязанностей и обязанностей коллег. Сотрудники отсылают к директору при любом вопросе о том, кто отвечает за какие-либо действия.
     16. Категории сотрудников и заработная плата определяются исключительно директором в размере от 60 до 300 долларов США. Тем не менее, в вопросах размеров заработной платы отсутствует четкая система, и никто из сотрудников не понимает оснований для определения размеров зарплат.

     Несмотря на все перечисленные недостатки, работа офиса WWF в Украине не признана неудовлетворительной. Возможно, это означает, что такая ситуация является в WWF если не нормой, то несущественным от неё отклонением.
     Что же касается перечисленных финансовых и законодательных нарушений - спустя весьма небольшой промежуток времени после написания представленного отчёта (в конце марта 2001 года) в Одесском офисе WWF была проведена проверка налоговой инспекции, никаких существенных нарушений не выявившая.
     Каким образом это было достигнуто за 5-7 дней - непонятно. Почему соответствующие органы не обращали внимания на существование организации с более чем миллионным (в долларах) бюджетом в течение полутора лет без какого-либо законного оформления, мы также предполагать не рискнём.
     Однако нельзя не признать, что WWF удаётся то, что недостижимо ни для мощнейших коммерческих структур (безнаказанная неуплата налогов в течение более чем года), ни для зарубежных разведок (легальное существование в течение полутора лет организации с зарубежным финансированием без какого-либо законодательного оформления).
     Поистине, организация небывалая.
На главную
Hosted by uCoz