Архив материалов сайта 'ОСТАНОВИМ GREENPEACE' Байкальский регион Воздух и Климат Оппоненты и Враги Акции проводимые экологами (критический анализ) Экология, отвлеченные мысли Идеи авторов сайта Мирный атом (ОЯТ, Энергетика ...) Ссылки на интересные и небезразличные авторам ресурсы Юмор (анекдоты, афоризмы и пр.) на сайте 'ОСТАНОВИМ GREENPEACE' 'Гостевая книга' и 'Форум'

Четвертая чернобыльская зона:

как "патриоты" в 1991 году целили в СССР,а в 1992 году попали - ... в независимую Украину


       По моему мнению, Чернобыль ничему еще нас не научил, разве что кроме специалистов, от которых что-то иногда доходит к публике. И это после гигантской самоотверженной работы, проведенной там! Немногие же добытые гражданские ясности … соседствуют с враньем и неразборчивостью, переплетаются с ними и тонут в каком-то "шуме". В частности и потому, что суть дела уже названа, перехвачена в антиназвании. Все это я с некоторым одурением слышал на телевидении, читал газетах по свежим следам… Удавка на мысль и на действие, которые ищут себя, уже накинута. И что? Тысячи недоправд сцепляются, закольцовываются и никогда уже не выйдут правдой на Свет Божий.

Мераб Мамардашвили (1930 - 1990), всемирно известный грузинский философ, из интервью 1990 года.

       Неотвратимо приближается очередная, уже 17-годовщина со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Сама ЧАЭС "торжественно" закрыта 15 декабря 2000 года. Это провозглашено как свидетельство доброй свободы Украины к расставанию с прошлым. Хотя некоторым, с самого начала, это больше напоминало ритуальный танец дикаря над побежденным врагом, у которого из груди коварно вырвано сердце. Тем более сейчас, когда Европа оставила Украину на произвол с проблемой закрытой ЧАЭС.
       Если на первых порах господствовала известная точка зрения о том, что случилась огромная авария, которую все же советское общество и огромное государство СССР способны укротить, то после 1991 года она постепенно изменилась более жесткой оценкой: авария на ЧАЭС - это событие планетарного масштаба, то есть - КАТАСТРОФА. В частности, Украина стала единственным среди пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС государств, в котором это определение специально внесено к статье 16 Конституции.
       Именно поэтому наша общественность и тем более государственные мужи считают, что мировое сообщество обязано принять более широкое участие в ее, катастрофе, преодолении. Но взносы с его стороны слишком малы и каждый год уменьшаются. Почему? Не поэтому ли, кстати, что мировое сообщество не хуже нас, украинцев, на своем собственном опыте знает всю правду о действительных масштабах Чернобыля? Вопрос необычайно актуальный!

1.Чернобыль-2002:революция знаний или контрреволюция невежества?


       Один с законов теории информации утверждает, что количество новой информации, которую способен воспринять (понять, освоить) человек, прямо зависит от того, сколько этот человек знал в момент получения новых вестей. Если априорных знаний у человека достаточно, тогда возникают мысли и, соответственно, интерес к новости, делается ее адекватная оценка. В противоположном случае новая информация падает как зерно на неподготовленную почву, и не прорастает в ней, а вместо ростков нового вырастают больше приспособленные к чрезвычайным условиям существования сорняки и чертополохи.
       Эти положения крайне важны не только для рядового человека, а, прежде всего, для журналистов и политиков, которые иногда отважно вдаются в чернобыльскую тематику.
       У нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего есть картина-притча "Слепцы" (1528), которая находится в одном из музеев Неаполя. Цепочка плачущих, оборванных, грязных нищих идет, закатив вверх слепые глаза, и держась друг за друга. Первым величественно шагает к близкой пропасти слепой поводырь. Я даже узнаю его знакомое лицо.
       Наши чернобыльские неофиты в журналистике и политике в своем большинстве напоминают мне этих слепых нищих. А поводырем в свое время для них стали и являются до настоящего времени известные, но безответственные писатели и публицисты. Большинство из них не только недостаточно образованы (эту беду можно исправить), но они не знают и не хотят знать о своем невежестве. О воинствующем невежестве, которым даже гордятся друг перед другом, и которое, ежегодно тиражированное в украинских СМИ, превращается в национальный чернобыльский мазохизм, что уже усвоено почти на социально-генетическом уровне. Это уже не только беда, это уже катастрофа сознания всей нации.
       Именно поэтому взгляды широкой общественности и отдельных граждан относительно масштабов аварии являются искусственно деформированными, оскопленными, они слишком медленно изменяются и почти не приближаются к истине. Она, эта истина, снова и снова отдаляется от нас, как прославленный в анекдотах 90-х годов горизонт по мере приближения к нему… Ибо в каждом украинском доме существует своя правда о Чернобыле (… - точнее, по точному определению Мераба Мамардашвили, своя недоправда). Это связанное с тем, что в чернобыльской проблематике господствует контрреволюция невежества, своего рода "нас прославляющий обман", когда пути решения проблемы определяет кто угодно кроме ответственных, незаангажированных политикой специалистов и ученых.
       О нас, украинцах, говорят: "Два украинца - три гетмана... ". К этому следует прибавить: " И пять думок о последствиях Чернобыля! ". Именно поэтому "имеем то, что имеем".

2. Как рождались отечественные недоправды о Чернобыле?


       Для того, чтобы отыскать именно эту желанную, незаангажированную и приемлемую для всех чернобыльскую правду, было бы целесообразно, по моему мнению, возвратиться к тем обстоятельствам, в которых составлялись и принимались в феврале 1991 года Концепция радиационной защиты и пакет законов, связанных с чернобыльской трагедией.
       Напомним уважаемому читателю, какие страсти бушевали по этому поводу в обществе, научных кругах и в Верховном Совете Украины: 35 - бэрная концепция, которая предлагалась группой советских ученых, была торжественно признана не гуманной, античеловеческой, а на февральской (1991 г.) сессии Верховного Совета УССР по предложению группы отечественных ученых первой в СССР была принятая наиболее гуманная, по определению ее украинских авторов, 7-бэрная концепция радиационной защиты населения. В основе 7-берной концепции были положены новейшие требования мировой радиологической науки, которые содержались в только что тогда опубликованной, но никем еще в мире не примененной Публикации № 60 МКРЗ (Международной комиссии радиационной защиты).
       Принятая тогда Верховным Советом Украины Концепция предусматривала и предусматривает, что "величина дозы дополнительного облучения, связанного с Чернобыльской катастрофой, не должна превышать 1,0 мЗв (0,1 бэр) за год и 70 мЗв (7 бэр) за 70 лет жизни свыше дозы, которое получало население в аварийный период в конкретных природных условиях".
       Но какая же была доза облучения от всех природных и техногенных усиленных источников излучения до Чернобыльской катастрофы, - эта концепция почему-то не упоминала. Возможно потому, что для ученых и специалистов это были обычные сведения, но не для широких кругов общественности и тем более для рядовых граждан. Приоткроем эту существенную, замалчиваемую до сих пор деталь: за счет природного фона и техногенно усиленных источников излучения гражданин Украины получал, получает сейчас и будет получать в будущем в среднем 35 бэр за 70 лет жизни, то есть 0,5 бэр за год, в том числе 70% за счет природного радиоактивного газа радона в воздухе жилых помещений.
       Таким образом, отечественная наука в 1991 году согласилась с тем, что рядовой украинец в среднем за 70 лет своей жизни может получить в целом дозу до 42 бэр, в том числе за счет дополнительного аварийного чернобыльского облучения не больше 7 бэр, то есть не больше 20% от к аварийной дозе.
       Как раз на 7-бэрной концепции дополнительного за счет аварии облучения и должен был быть разработан пакет чернобыльских законов. Важно подчеркнуть, что современная теория и практика радиационной защиты основана на фундаментальном выводе радиобиологии и радиационной медицины о том, что решающим фактором и мерой неприемлемого влияния облучения человека есть именно доза.

3. Проблема зонирования радиоактивно загрязненных территорий.


       Требования зонирования радиоактивно загрязненных территорий именно по дозовому критерию (превышение дополнительной дозы облучения) были учтены при создании чернобыльских законов лишь частично - только лишь для третьей (от 1 до 5 мЗв/год) и второй зоны (больше 5 мЗв/год).
       Именно по дозовому критерию по данной дозиметрической паспортизации в 1991 году были определены и выделены третья и вторая зоны. Тут все, как теперь говорится - о*key!
       А что касается так называемой 4-й зоны - усиленного радиоэкологического контроля, то сейчас вообще не понятно, как она возникла в законах, ибо по дозовому критерию (менее 1 мЗв/год) с самого начала она была и есть вне границ указанной концепции! Вообще она не имела оснований для употребления названия "зона", это была лишь близлежащая к зоне территория! Но почему-то назвали ужасным словом "ЗОНА" со всеми последствиями из этого.
       Вопрос определения нижней границы четвертой зоны по дозовому критерию вообще не рассматривался, а ВРЕМЕННО, вынуждено был определен в чернобыльских законах паллиативным путем по вспомогательному так называемому 90% показателю плотности загрязнения почв радиоцезием. К чему это в конце концов привело? Об этом - дальше.

4. Нельзя, но если очень хочется, то...


       В связи с изложенным, есть насущная необходимость более основательно проанализировать ситуацию, которая сложилась вокруг существования в Украине феномена 4-й зоны усиленного радиоэкологического контроля.
       Во-первых, если посмотрим в Закон уже на обновленное (в редакции от 01.07.92 г.) определение 4-й зоны уже по дозовому критерию, к ней должны быть отнесены территории и расположенные на них населенные пункты, где дополнительная доза облучения составляет от 0,05 до 0.1 бэр (0,5 мЗв до 1,0 мЗв) за год!
       То есть, для 4-й зоны, вопреки требованиям 7-берной концепции, с 1992 года должны действовать требования де-факто 3,5-берной концепции (0,05 бэр за 70 лет жизни = 3,5 бэр)! Такого нет ни в одной стране мира! И это есть лишь первая недоправда о 4-той зоне.
       А если говорить по большому счету, то рождение и существование до сих пор 4-й зоны - это чисто украинский радиологический феномен со 100% политической окраской.
       Кстати, когда наши отечественные законодатели приняли в январе 1998 года Закон Украины "О защите человека от влияния ионизирующих излучений", то в нем было подтверждено действие 7-берной концепции радиационной защиты человека, то есть не превышение дополнительной дозы за счет аварийного облучения в 1 мЗв за год. Но …- это лишь на случай будущих радиационных аварий! Вместе с тем особо отмечено, что действие этого Закона не затрагивает защиту от влияния Чернобыля, там длится действие тех местных недоправд, о которых говорится в этой статье.
       Во-вторых, и этого (внедрение в июле 1992 года де-факто 3,5-берной концепции) в феврале 1991 года, когда нашими чернобыльскими законодателями принималась первая редакция законов, оказалось мало! Патриотично настроенные законодатели волевым путем абсолютно искусственно определили нижнюю границу 4-й вроде бы зоны по так называемому 90% показателю плотности загрязнения почв радиоцезием, что отвечает требованиям уже 1-берной концепции!
       Обратим также внимание на то, что во всем мире используется для разграничения зон радиоактивного загрязнения, как основной, именно дозовый критерий, и лишь иногда, как вспомогательный показатель для предварительного зонирования - среднее значение плотности загрязнения почв радионуклидами, которое примерно в два раза меньше по абсолютной величине в сравнении с украинским радиологическим "изобретением" - 90% показателем. То есть 90% показателю 1 Ки/кв.км радиоцезия отвечает среднее значение 0,5 Ки/кв.км!
       Так в этом деле (аварийного зонирования) встали "мы впереди планеты всей! ". И это есть вторая недоправда про 4-тую зону.
       В-третьих, по неписаным в каких-либо документах указаниям 90%-показатель определялся не по плотности загрязнения почв цезием-137 (период полураспада около 30 лет), а по радиоцезию, то есть сумме радионуклидов цезия - (134 +137). На момент составления перечней населенных пунктов, отнесенных к 4-й зоне, относительная часть цезия -134 (период полураспада около 3 лет) составляла, в сравнении с аналогичным показателем по цезию - 137 около 10%. Цезий -134 практически уже закончил свое существование, но искусственно использованные его добавки действуют до сих пор! И это есть третья недоправда о 4-той зоне.
       В-четвертых, и этого было мало для "патриотов" Чернобыля! К 4-той зоне по так называемому социально-экономическому фактору было отнесено значительное количество территорий и населенных пунктов при дополнительном условии, что если в границах территории сельсовета по 90-% показателю есть хотя бы один населенный пункт, то все другие населенные пункты (... ибо они вроде бы дышат одной и той же радиоактивной пылью и пьют одну и ту же радиоактивно загрязненную воду) также считаются пострадавшими и подпадают под соответствующий статус. И это есть четвертая недоправда о 4-той зоне.
       По такой "патриотической" логике следовало было сделать следующий шаг: включать в 4-ую зону все населенные пункты района, если в нем есть хотя бы один сельсовет (или даже один населенный пункт), с радиологическими показателями для отнесения к зоне. А потом - и все районы области! ? А потом все пограничные области в целом - по всей Украине!? Почему до этого не додумались, сейчас сказать затруднительно, но разговоры об этом были и к этому шли, да остановились...
       Были и такие населенные пункты (например, один курортный город Киевской области), которые вообще непонятно за счет каких обстоятельств попали в 4-ую зону. И находятся там до этого времени... Злые языки утверждают, просто в этом курортном городке живет половина чиновников Кабмина. Факт состоит в том, что во время составления перечней населенных пунктов, отнесенных к зоне, в Держкомчернобыле Украины возле дверей высоких начальников стояли очереди очень патриотично настроенных дядей из многих регионов Украины с прошением внести "их населенные пункты" к зоне радиоактивного загрязнения.
       Именно в этих искусственно сконструированных условиях (четырехкратной недоправдой), вопреки существующей отечественной Концепции и двум ключевым статьям собственноручно созданных чернобыльских законов в 1991 г., определялась нижняя граница 4-ой зоны и составлялись соответствующие перечни населенных пунктов.
       Об эти двух упомянутых ключевых статьях законов читателю, который действительно заинтересуется указанной проблематикой, стоит напомнить отдельно.
       В статье 1 Закона Украины "О правовом режиме территории, которая испытала радиоактивное загрязнение вследствие Чернобыльской катастрофы" речь идет об определении территорий, которые испытали радиоактивное загрязнение вследствие Чернобыльской катастрофы. К таким относятся "территории, на которых произошло стойкое загрязнение окружающей среды радиоактивными веществами свыше доаварийного уровня, что с учетом естественно -климатической и комплексной экологической характеристики конкретных территорий может привести к облучению населения свыше 1,0 мЗв (0,1 бэра) за год, и которое нуждается в употреблении мероприятий по радиационной защите населения и иных специальных вмешательств, направленных на необходимость ограничения дополнительного облучения населения, обусловленного Чернобыльской катастрофой, и обеспечение его нормальной деятельности"(конец цитаты).
       Именно это положение повторяется и в статье 3 Закона Украины "О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы", в которой речь идет об условиях проживания и трудовой деятельности населения без ограничений по радиационным факторам. Цитируем: "Условием проживания и трудовой деятельности населения без ограничений по радиационным фактором является получение дополнительной за счет загрязнения территории радиоактивными изотопами дозы, что не превышает 1,0 мЗв (0,1 бэр) за год ".
       Как раз здесь восстает сакраментальный вопрос, как и почему тогда возникла 4-тая зона, которая находится далеко ниже уровня 1,0 мЗв (0,1 бэр) в год, и вопреки всемирно признанной 7-берной концепции?
       Не ищите какого-либо научного обоснования в этой "истории", ибо его никогда не существовало, а было, похожее, лишь щеголянье своей свободой и предчувствие неограниченных власти по принципу "что хочу, то и ворочу"!
       При этих условиях в 1991 году были определены такие масштабы аварии: площадь радиоактивно загрязненных территорий с плотностью загрязнения почв радиоцезием свыше 1 Кі / кв.км за 90%-показателем составляет 50,5 тыс. кв.км., на которых расположены 2217 населенных пунктов (кроме зоны отчуждения) и в которых проживает 2,4 млн. человек населения. Как раз эти данные определены известным Постановлением Кабинета Министров УССР от 23 июля 1991 г. № 106 "Об организации выполнения постановлений Верховного Совета Украинской ССР о порядке введения в действие законов Украинской ССР "О правовом режиме территории, которая испытала радиоактивное загрязнение вследствие чернобыльской катастрофы" и " О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие чернобыльской катастрофы".
       В том числе, вся внеконцептуальная, безобразно раздутая 4-тая зона составляет площадь 22,5 тыс. кв.км, на которой расположенный 1291 населенный пункт с численностью населения 1,732 млн. человек. Вот такой небольшой радиологический "взбрык" совершили в феврале-июле 1991 года наши самоуверенные, но патриотично настроенные государственные мужи.
       Именно в этом заключается только одна из многих, общеизвестная и многими излюбленная, но многократно искаженная чернобыльская недоправда о 4-той зоне и масштабах аварии!
       Любознательный читатель может предложить абсолютно точный вопрос: " А где при этом была наша отечественная наука? В конце концов, где была и до сих пор есть наша, с такими трудностями созданная Национальная Комиссия радиационной защиты Украины Верховного Совета Украины (НКРЗУ) во главе с известным национально ориентированным академиком, которая должна заботиться о научно взвешенной политике государства по вопросам радиационной защиты населения? Ответ на этот вопрос заслуживает отдельного рассказа.
       Так строилась пирамида Чернобыль-МММ. Поистине: "Хотели как лучше, а получилось как всегда! " Разумеется, что все это сопровождалось очень патриотическими заверениями общественности и всех ветвей власти в верности защите пострадавших. Ибо "виновники" и мощный нефтедолларовый бюджет были в Москве, а не в Киеве!

5. Как Донецк и Киев "лицом" не подошли к 4-той зоне.


       Если бы по этим отечественным "показателям" наших радиологических изобретателей продолжали определять 4-тую зону и в 1992 году, то есть уже после прекращения в декабре 1991 года существования Союза ССР и его нефтедолларового бюджета, - то уже в независимой Украине и за ее собственный бюджет к 4-той зоне по формальным признакам должны были бы попасть г. Киев (2 млн. жителей) и значительная часть территории Донецкой области (по данным Атласа загрязнения Европы радиоцезием площадь со средним уровнем загрязнения больше 0,5 Ки/кв.км радиоцезия около 7 тысяч кв.км, в том числе свыше 1 Ки/кв.км - близко 1 тысяч кв.км), включая такие промышленные центры, как Макеевка, Харцызск, Енакиево, Стаханов, Коммунарок, Дебальцево, Торез, Донецк и прочие.
       Кое-кто, возможно, помнит дебаты вокруг принадлежности или не принадлежности к 4-ой зоне г. Киева. Для многих было и остается до сих пор не понятным: как же так произошло, что все населенные пункты вокруг Киева - в 4-той зоне, а он - НЕТ? Уже тогда было ясно, что наши чернобыльские "патриоты" разогнались слишком даже для нефтегазового бюджета СССР, а для бюджета независимой Украины это вообще была откровенная петля на шее! Признать это публично как тогда, так и сейчас никто ни спешил и к этому времени не спешит. А мировая общественность мудро считает: это ваше национальное право и дело решить, нужно ли гоняться до последнего атома радиоцезия и до "зеленой поляны"? Если желание есть, то лишь за собственные средства!
       Так искусственно созданная тяжесть ответственности за решение всех чернобыльских проблем осталась в наследство независимой Украине, но без советских нефтедолларов. Именно поэтому слегка отрезвевшие законодатели по представлению НКРЗ (Национальной комиссии радиационной защиты) Украины 1 июля 1992 года тихо дали 90% показателю "STOP", то есть отменили его действие. Но упразднение этого "изобретения" коснулось уже лишь Киева и Донецкой области, которые были на очереди к вступлению в 4-тую зону! Так Киев и Донецк сказали "не лезь! ", но действие 90% -показателя для тех 12 областей, прежде всего западных, которые уже успели "въехать" в 4-тую зону, было оставлено! Вот такое у нас было и остается понятие социальной справедливости!
       Так возникла и существует до сих пор эта уникальная ситуация, когда г. Киев и Донецкая область при одинаковых уровнях загрязнения фактически подкармливают отчислением к чернобыльскому фонду другие регионы, которые успели в 1991 году в советские времена "въехать" в 4-ую зону.

6. Сравним наши "изобретения" с чернобыльским опытом Европы.


       Кстати, если бы цивилизованная Европа применила такие чернобыльские "изобретения", которые сложились у нас, то, как свидетельствует презентованный в Украине в декабре 1998 года "Атлас загрязнения Европы радиоцезием" (...… кстати, разосланный еще тогда во все ведущие и областные библиотеки Украины, а сейчас он уже растиражирован и на СD - дисках), - значительные части Австрии, Швеции, Норвегии, Финляндии должны были бы попасть к так называемой 4-ой зоне!
       Например, в Норвегии - 7 тыс. кв.км / 2% от общей территории, Австрии - 11 тыс.кв.км / 13%, в Финляндии -19 тыс.кв.км / 6%, Швеции - 24 тыс.кв.км / 5%. Вместе в четырех европейских государствах - 61 тыс.кв.км, то есть больше, чем в Украине в целом! Но никаких тебе "зон" в Европе не было и нет!
       Кстати, в Украине, по данным упомянутого Атласа, радиоактивно загрязненные территории с соответствующей средней плотностью загрязнения грунтов от 1 до 5 Ки/ кв.км составляют 38 тыс.кв.км, то есть 6% от общей территории.
       Что ж, в Европе таких "умных" в радиационной защите, как у нас, и собственно нашего изобретения - 4-ой зоны нет, ибо все "умные" собрались исключительно в Украине и готовы с нашего радиационного плетня поучать не только бывшую "империю" и "преступную" МАГАТЭ, но вообще весь мир!
       Один известный народный депутат Украины 1 июля 1992 года на сессии Верховного Совета Украины напрямую объяснял украинский феномен 4-той зоны тем, что в феврале 1991 года законодатели - "патриоты" Чернобыля рассчитывали на тогдашний мощный нефтегазовый бюджет Союза ССР, которой еще существовал. В демократическо-экологических кругах господствовала мысль "возьмем деньги в Москве! ". Как раз том времени и как раз в названной позиции истоки нашей особой, национально-сознательной "чернобыльской недоправды"! Если "империя" содеяла нам это бедствие, так пусть сейчас и навсегда финансирует нашу борьбу - до последнего атома, до "зеленой поляны"! А для решения этого суперзадания все способы были хороши. Только же никто не рассчитывал, что "империя" вместе с ее огромным бюджетом так внезапно и быстро уйдет в историю, а вроде патриотическая чернобыльская бюджетная удавка уже останется на шее родной неньки - Украины. Поистине, хотели как лучше, а получилось как всегда!

7. Правда о 4-той зоне в Украине нежелательна и никому не нужна.


       Очень любопытно, что местные власти (областные Советы) и народные депутаты от радиоактивно загрязненных территорий пересмотр границ зон и перечней населенных пунктов всегда понимали и до сих пор понимают лишь в сторону их расширения и увеличения! И никак иначе!
       У многих сложилось такое впечатление, что вроде бы такая ситуация должна длиться вечно, аж до 3000 года! Хотя, например, в Беларуси и России, тем более в цивилизованной Европе эти вопросы решаются совсем иначе.
        Например, в Беларуси в сентябре 2002 года из "зоны" было выведено 146 населенных пунктов, в которых проживает около 100 тысяч населения. В России по настоянию Президента РФ главный "чрезвычайник" С. Шойгу затеял проверку правильности выдачи удостоверений ликвидаторам и выявил около 60 тысяч "липовых" ликвидаторов. Но у нас, украинцев, своя чернобыльская правда! Чужие, соседние государства, тем более "преступное" МАГАТЭ, и их отношение к Чернобылю - нам не указ! Мы - сами с чернобыльскими усами!
       Возможно, кое-кто помнит, какой начался всеукраинский поход населения и народных депутатов за отмену известного печальной судьбы Постановления Кабинета Министров Украины от 29 августа 1994 года № 600, в котором исполнительной властью ( ... премьером тогда был К.Масик) была сделана неудачная попытка хоть немножко откорректировать по дозовому критерию 4-тую зону. Формальным основанием для ее упразднения народными депутатами было признано отсутствие соответствующих предоставлений со стороны нескольких областных Советов народных депутатов. Постановление № 600 было дружно признано "позорным", ибо оно предусматривало сокращение 4-той зоны усиленного радиоэкологического контроля почти вдвое: по количеству населенных пунктов - с 1288 до 650, то есть на 50%, а по численности населения - с 1745401 до 510560 лиц, то есть на 70%.
       А сколько стоит, с формальной стороны, вот такой радиологический "выбрык" государству сейчас? Если общие затраты на льготы и компенсации на одно пострадавшее лицо категории 4 (в ценах 2002 года) составляли в среднем 1,36 тыс.грн./год, то нетрудно подсчитать, что "дополнительное" содержание в 4-той зоне 1109793 лиц на " полную катушку" на протяжении года составляло 1510525 тыс. грн., то есть округленное 1,5 млрд. грн., а в целом содержание 4-той зоны стоит около 2 млрд. грн. Правда, с акцентом на то, что "государство несостоятельно", финансирование выполнения чернобыльских законов осуществляется из года в год лишь на 30%.
       Многие помнят, как при бурном сопротивлении народных избранников от загрязненных территорий и широких масс чернобыльской общественности действие Постановления № 600 было приостановлено, что длится вплоть до этого времени! Поистине: "Если нельзя, но очень хочется, то тогда все-таки можно!"
       Фактически нашим законодательными и представительскими властями установлен негласный мораторий на любой просмотр границ зон радиоактивно загрязненных территорий и соответствующих перечней населенных пунктов, что можно кратко охарактеризовать так: "Пусть будут вечными чернобыльские зоны! Кто не с нами, тот против нас! ".
       Разумеется, что вся эта бесшабашная борьба идет не столько за чернобыльцев, а сколько за чернобыльские деньги, которые перераспределяются между регионами и определенными слоями населения. И "чернобыльскими" административными кланами, которые имеют отношение к этому перераспределению и заинтересованы в сохранении существующего порядка вещей. Несмотря на то, что за прошедшие 17 лет основные радионуклиды (цезий-137 и стронций-90), которые создают дозу, уже на четверть распались (у обоих период полураспада около 30 лет), а пожизненная доза пострадавшими уже на 80% получена.

8. Голодомор, ГУЛАГ, Чернобыль. Что дальше?


       Так не кажется ли читателю, что на протяжении 1986-2002 гг. определенная часть чернобыльских "патриотов" в Верховной Раде Украины, областных и иных Радах шумела в действительности не о "защите генофонда украинского народа, а, заботилась, прежде всего, о своих тщательно скрытых вплоть до Конституции Украины политиканские и меркантильные интересы?
       Как раз поэтому возникает, по большому счету, вопрос к тогдашним и современным парламентским чернобыльским "патриотам": "О чем шумим, братки? ".
       Так не пришло ли время уже пригласить кое-кого конкретно к ответственности за некомпетентность, которая привела к многолетнему искусственному насаждению клейма чернобыльского прокаженного значительной части населения, то есть за издевательство над собственным народом ?
       Признание правды относительно беспардонного нарушения чернобыльской Концепции, законов и возникновения феномена 4-ой зоны должно стать, прежде всего, согласованным политическим решением всех ветвей властей на самом высоком государственном уровне. Готовы ли к нему органы законодательной и исполнительной власти, общественность? Окончательного ответа до сих пор на этот вопрос нет. Из изложенного следует, что скорее - нет…! Вывод такой: в каждом властном доме, в зависимости от политических и прагматических вкусов, - своя излюбленная чернобыльская недоправда.
       Мы до сих пор не можем понять и принять, что Чернобыль-2002 - это прежде всего, как утверждает все больше и больше научных работников, искусственно созданная концептуальная катастрофа общественного сознания. Ибо мы готовы и в дальнейшем еще много лет посыпать голову чернобыльским пеплом, раскидывать проклятия в адрес "системы", которая принесла нам это бедствие, плакаться на паперти ООН и тому подобное.
       Этого своего рода такой себе украинский чернобыльский мазохизм. Если это происходило, когда искусственно валили КПСС и СССР, так это мне более-менее понятно. Чернобыль-86 был одним из удачно использованных идеологических, информационно-психологических средств, вместе с голодомором -33 и ГУЛАГОМ, - по обвинению "тоталитарной системы".
       Да, так называемую тоталитарную советскую и социалистическую "систему", которую в 1986-1991 годах нужно было "демократически" демонтировать, уже разрушили и ликвидировали, но искусственно созданный и удачно использованный в 1986-1991 годах страшный образ Чернобыля продолжает свое черное дело уже по разрушению независимой Украины. Поистине: "Целили в СССР, а попали в неньку - Украину! "
       "По делам Твоим познаю Тебя …" С такими дикарскими взглядами, которые сложились у нас по вопросам радиационной защиты, нам в Европе, в которую мы стараемся "войти" изо всех сил, - места просто нет, такими нас там не поймут и не воспримут!

Юрий Соломатин,
народный депутат Украины,
Сотрудник Минчернобыля Украины
в 1991-98 гг.

Другие статьи этого автора на нашем сайте:
  • Радиационная защита населения Украины.11/08/02
  • На главную
    Hosted by uCoz